ЭПОС «ЭНМЕРКАР И ПРАВИТЕЛЬ АРАТТЫ»
Древняя крепость Гарни — Армения
Армянская Апостольская Церковь
Армянская Апостольская Церковь
Христианство, как государственная религия цивилизованных наций, была принята армянами раньше, чем другими народами, потому что это было продолжением их всемогущей и человеческой религии от Солнца и Отца (Я пришел, чтобы продолжить…. Христос-Евангелие), а также потому, что Бог-Отец в христианстве (до сих пор) является тем же самым армянским Верховным Богом Солнца Ар.
Епархия Арагацотна была сформирована Грамотой Католикоса Всех Армян Гарегина I в 1996 г. Она охватывает территорию одноименной области, что составляет большую часть областей Арагацотн и Ниг исторического Айраратского края.
В разные периоды территория епархии делилась между разными епископскими кафедрами. В эпоху раннего средневековья Арагацотн находился под надзором епископов княжеского дома Аматуни. Родовым гнездом этой могущественной династии, начиная со времен царя Хосрова II Аршакуни (330-338), было высокогорное селение Ошакан с его мощной крепостью.
В Ошакане находится кафедра предводителя епархии – церковь Св. Месропа Маштоца, одна из наиболее чтимых святынь нашего народа, изначально бывшая местом паломничества. Здесь под алтарем церкви погребен создатель армянской письменности и один из переводчиков Библии на армянский язык архимандрит Месроп Маштоц.
В 443 г. правитель страны князь Ваан Аматуни возвел над могилой святого церковь, более известную в народе как «церковь Переводчика». Простояв 1200 лет, церковь, по свидетельству отечественного историка ХVII века Аракела Даврижеци, была в полуразрушенном состоянии, когда Католикос Филлиппос I в 1639-1645 гг. решил отреставрировать ее. Однако Католикосу Геворгу IV в 1879 г. пришлось возвести новую церковь на месте окончательно обветшавшего строения.
На территории епархии Арагацотна в средние века действовали и другие епископские престолы, центрами которых являлись монастыри Амберд и Ованнаванк. На стене Амбердской кафедральной церкви сохранилась памятная надпись о ее строительстве (1026), которое предпринял главнокомандующий армянской армией князь Ваграм Пахлавуни.
Монастырский комплекс Ованнаванк на окраине одноименного села близ Аштарака стоит на краю Касахского ущелья и окружен крепостной стеной с башнями, построенной в конце ХII в. Обитель была основана в IV столетии, когда Григор Просветитель построил здесь здание будущего духовного комплекса – однонефную базилику. Дважды – в 573 и 1652 г. – ее реконструировали.
На восточном фасаде имеется барельеф с гербом княжеского рода Вачутян, которому в период позднего средневековья принадлежали эти земли. Главная монастырская церковь Сурб Карапет (Св. Предтечи) сооружалась князем Ваче Вачутяном в течение 1216-1221 гг.
Строительство завершил его сын Курд, построивший церковный притвор (1250), а также книгохранилище в соседнем монастыре Сагмосаванк. В Ованнаванке сохранилась важная надпись, оставленная Католикосом Костандином I в 1243 г. Она свидетельствует о том, что эта церковь в его времена функционировала как кафедральная.
Величественная церковь Сурб Карапет в Ованнаванке принадлежит к характерному для наших монастырских церквей крестово-купольному типу с двухэтажными приделами. Церковь украшена барельефами на евангельскую тематику и тонким растительным орнаментом.
Один из барельефов изображает рассказанную Христом притчу о мудрых и неразумных девах, при этом отличается от канонических изображений интересной особенностью: вместо дев ваятель решил изобразить мужей.
Еще одна любопытная архитектурная особенность отличает ансамбль: здание с четырьмя колоннами асимметрично главной церкви, поскольку служит одновременно обеим церквям – входы обоих храмов ведут непосредственно в притвор. Купол и южная стена храма обрушились при землетрясении в 1918 году.
На территории епархии Арагацотна находятся многие другие шедевры национального зодчества и средневековые центры духовности, о каждом из которых можно рассказывать отдельно. Ограничимся некоторыми из них. Монастырь Сагмосаванк (монастырь Псалмов), также основанный Григором Просветителем, стоит между горами Арагац и Ара-лер. Изначально здесь жили отшельники, постоянно распевавшие псалмы – отсюда пошло название обители.
Монастырский комплекс строился по инициативе и при содействии княжеской династии Вачутян, прославившейся своей строительной деятельностью. В церкви Св. Богородицы некогда располагалось книгохранилище, где читали лекции ученые монахи-архимандриты. Школа и скрипторий Сагмосаванка играли заметную роль в культуре страны.
Здесь создавались манускрипты, переписывались труды отечественных и европейских ученых. На территории монастыря сохранилось множество великолепных хачкаров, в том числе вделанных в наружные и внутренние стены, являющихся замечательными образцами искусства мастеров кружевной резьбы по камню.
Храм Аруч находится на территории одного из древнейших населенных мест Армении – в одноименном селении (бывший Талиш) на южном склоне Арагаца. В V веке это поселение упоминается как место зимней стоянки царской армии, а в VII столетии здесь находилась резиденция правителя Армении князя Григора Мамиконяна (661-682), который вместе со своей женой Эгинэ (Еленой) построил эту церковь по типу купольной залы и освятил ее во имя св. Григора. Неподалеку от храма находятся руины дворца князя Мамиконяна и знаменитого караван-сарая.
В числе других культовых построек на территории епархии Арагацотна назовем церкви Циранавор (V в.) в селе Парпи, Св. Богородицы (VI в.), Кармравор (VII в.) в Аштараке, Сурб Степаннос (VII в.) в Коше, Сурб Сион (VII в.) в Ошакане, Сурб Аменапркич (VII в.), Сурб Кристапор (VII в.) в Даштадеме, Сурб Погос-Петрос в Зовуни (VII в.), Сурб Геворг (VII в.) в Гарнаовите, Сурб Ованнес (Х в.) в Бюракане, монастыри Сурб Саргис (ХIII в.) в Тегере, Сурб Саргис (ХIII в.) в Уши, Аствацэнкал (ХIII в.), Египатруши (ХIII в.).
Действующими церквями и монастырями на территории епархии являются Сурб Месроп Маштоц в Ошакане, Сурб Маринэ (1281 г.) и Сурб Саргис в Аштараке, Сурб Хач в Апаране, Сурб Аствацацин в Талине, Сурб Аствацацин в Карби, Сурб Геворг в Коше, Сурб Ованнес в Мастара, монастыри Сурб Геворг в Мугни и Сагмосаванк.
Армен Меружанян
Материал скомпонован и отредактирован: Аршам Агамалян